Международный день школьных библиотек
Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск по сайту
Адрес:
МБУ «ЦБС» г. Стерлитамак
ул. Сакко и Ванцетти, 55
Телефон:
+7 (3473) 30-20-12
e-mail:
mukcbs61@mail.ru

Международный день школьных библиотек

Международный день школьных библиотек


Ежегодно в четвертый понедельник октября отмечается Международный день школьных библиотек. Этот праздник был впервые отмечен в 1999году по инициативе ЮНЕСКО. В 2005 году Международный день школьных библиотек приобрел официальный статус, который был подтвержден главой Международной ассоциации школьных библиотек.

Традиция отмечать Международный день школьных библиотек в 4-й понедельник октября закрепилась и распространилась во многих странах. Однако в 2008 году праздник стал отмечаться по-новому: теперь в течение всего октября праздновался Месячник школьных библиотек. Во время месячника отмечающие его организации могут выбрать любой день или неделю для проведения соответствующих мероприятий.

Международный день школьных библиотек имеет свою эмблему - цветок с шестью лепестками, изображенный на фоне раскрытой книги.

В мировой истории первые русские библиотеки были удивительными учреждениями. Они совмещали в себе одновременно и архивы, и музеи, и даже академии наук. Учились в те времена по священным книгам, которые так и называли – учительные.

История школьных библиотек в нашей стране насчитывает несколько веков. Первая учебная библиотека на Руси появилась в 1630-е годы при Киево-Могилянской академии, основатель – митрополит Киевский и Галицкий Пётр Могила. в 1685 открыта библиотека при Славяно-греко-латинской академии в Москве, в 1721 – при Александро-Невской лавре в С.-Петербурге, в 1723 – при Казанской семинарии и др. Собственными библиотеками располагали государи, бояре, духовенство.

В период правления Петра Первого была создана библиотека при Академии наук. Она была основана в 1714 году. До нас не дошло ни одного правительственного акта об учреждении библиотеки. Однако об этом событии сохранилось свидетельство в книге первого русского историка Петербурга, хранителя русского книжного фонда Библиотеки Андрея Ивановича Богданова (1696–1766). Описывая первые библиотеки Санкт-Петербурга, он назвал Библиотеку Императорской академии наук одной из самых ранних и главных: она «…начала собиратися по всевысочайшему указу государя императора Петра Великого с 1714 года, а в Императорскую академию наук соединена 1724 года».

Реформы Петра I привели к появлению новых специальных библиотек (цифирных, навигацкой, ремесленных, горнозаводских и др.). Тогда же появились и первые школьные библиотеки.

Развитие школьных библиотек в России относится к концу XVII - началу XVIII веков. Именно в это время при гимназиях, кадетских корпусах, а также церковно-приходских школах начинают формироваться библиотеки для удовлетворения нужд учащихся и преподавателей.

Как отмечают историки, к концу первой трети XIX века в России существовало шестьдесят две библиотеки такого типа. Значительный рост числа школьных библиотек наметился после реформ Александра II. С 1860-х годов при народных школах появляются библиотеки, финансируемые за счет пожертвований и платы за обучение. Сеть школьных постепенно растет, достигая к началу Первой мировой войны около семидесяти восьми процентов от общего числа всех библиотек страны.

После революции 1917 года продолжается развитие сети школ и школьных библиотек в рамках деятельности по массовой ликвидации безграмотности. В первое послереволюционные десятилетие учреждаются специальные издательства, обслуживающие школы и их потребности в книгоиздании. К ним можно отнести «Учпедгиз», а также издательство «Школьная библиотека». В это же время остро стоит вопрос подготовки кадров для работы в школьных библиотеках, где вводится специальная должность библиотекаря.

С 1970-х годов библиотечное обслуживание в школе приобрело те черты, которые сохранились до настоящего времени. На школьную библиотеку были возложены обязанности по бесплатному обеспечению детей учебной литературой, по библиотечному обслуживанию учителей и родителей, а также работа, связанная с реализацией воспитательной функции.
Современная школьная библиотека отличается многофункциональностью. Она выступает не только как инструмент информационного обеспечения учебной деятельности, но и в качестве структурного подразделения, обеспечивающего воспитательную, учебно-методическую и просветительскую функции.

В современном мире статус школьной библиотеки меняется: она превращается в информационно-учебный центр, который решает различные задачи в сфере образования, воспитания, культурного просвещения и развития учащихся.

24.10.2022

Возврат к списку


Решаем вместе
Хочется, чтобы библиотека стала лучше? Сообщите, какие нужны изменения и получите ответ о решении

2023 год в Российской Федерации

2023 год в Республике Башкортостан

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ ВОЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ

Интернет-читалка для незрячих

НЭБ