Главная » Коллегам » Методическая копилка » Рекомендательный список литературы «Гоголь – творение чисто русское»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА»

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОД СТЕРЛИТАМАК

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 

 

                                                                                                           С Гоголя начался русский роман

                                                                                                               и русская повесть, как с Пушкина

                                                                                                                  началась истинно русская поэзия…

                                                                                                                                                                      (В. Г. Белинский)

 

"Гоголь - творение чисто русское"

Рекомендательный список литературы

 

 

СТЕРЛИТАМАК, 2014 Г.

От составителя

   Давно уже не было в мире писателя, 

   который был бы так важен для своего народа, 

   как Гоголь для России.

                         Н.Г. Чернышевский

 

          «За пределами славянского мира Гоголь простирает свою власть на все человечество». Эти слова, прозвучавшие сто лет назад на открытии памятника великому русскому писателю в Москве, можно смело повторять и сегодня.

          В разных странах мира можно встретить не только книги Н.В. Гоголя. Мировая культурная общественность бережно сохраняет многочисленные адреса писателя, а этот человек был одним из самых заядлых путешественников среди своих русских коллег.  Он исколесил всю Европу, побывал в Сирии, а в конце жизни посетил паломником Иерусалим.

         Сейчас можно говорить о мировом признании Гоголя. Во всяком случае, в британское энциклопедическое издание под названием «Тысяча и одно произведение, которое вы должны прочитать, прежде чем умрете» включены «Мертвые души» и еще повесть «Нос».

         Когда-то критики назвали художественную литературу учебником жизни. Эти слова актуальны и для сегодняшнего поколения. Лучшие образцы художественной литературы влияют на формирование личности в эстетическом, познавательном и психологическом плане.

          Гоголь – самый необычный поэт и прозаик, каких только рождала Россия, он помогает осознать всю многослойность нашего мира, открывает необычайную трагическую сложность нашего бытия. Это чрезвычайно важно для понимания современного художественного мироощущения, и в этом его колоссальное значение для современной литературы.

         Николай Васильевич Гоголь - одна из ключевых фигур в литературном процессе первой половины XIX века. Именно Гоголь вместе с Пушкиным стал «отцом» русской реалистической прозы. Его воздействие на несколько поколений прозаиков оказалось несравненно глубже пушкинского, хотя «школы» и учеников в точном смысле слова у него не было.

         Гоголь - одинокая «звезда» в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. Человеческий и творческий облик Гоголя очень сложен, поэтому вот уже на протяжении полутора столетий не утихают споры о «феномене Гоголя», «загадке» его искусства, «тайне» его личности, о направлении и смысле духовного и художественного развития.

         Загадку» личности Гоголя каждый прикасающийся к нему - «заколдованному месту» русской литературы - может постигнуть, только оставшись наедине с писателем, не просто прочитав, но и пережив его книги.

           Нами представлен материал о жизни и творчестве Н. В. Гоголя, а также библиографический список литературы, в который входят следующие разделы: «Основные даты в жизни и творчестве Н. В. Гоголя», «Произведения Н. В. Гоголя»; «Литература о жизни и творчестве Н. В. Гоголя»; «О нем писали и пишут» (статьи из периодических изданий).

 

Основные даты в жизни и творчестве Н. В. Гоголя:

 

 

        20 марта 1809 – рождение Николая Васильевича Гоголя;

        1819 – Николай Гоголь направлен в первый класс высшего отделения Полтавского уездного училища;

        1821 – Николай принят в Нежинскую гимназию высших наук князя Безбородко;

        Июнь 1829 – анонимная публикация его первого произведения «Ганс Кюхельгартен»;

        1830 – зачисление канцелярским чиновником в Департамент уделов;

        Сентябрь 1831 – издание первой части «Вечеров на хуторе близ Диканьки»;

         Март 1832 – издание второй части «Вечеров на хуторе близ Диканьки»;

         Июль 1834 – назначение в Петербургский университет адъюнкт-профессором кафедры всеобщей истории;

         Январь 1835 – издание сборника «Арабески»;

         Март 1835 – издание «Миргорода» в двух томах;

         Октябрь 1835 – начало написания «Мертвых душ»;

         19 апреля 1836 – первое представление «Ревизора» в Александринском театре в Санкт-Петербурге;

         Июнь 1836 – отъезд Гоголя за границу. Путешествие в Германию и Швейцарию;

         Ноябрь 1836 – прибытие в Париж;

         Март 1837 – отъезд из Парижа и направление в Рим. Пребывание в Риме. Общение с художниками. Попытки З. А. Волконской обратить Н. Гоголя в католичество. Установление дружбы графом И. М. Вельегорским;

          21 мая 1839 – смерть графа И. М. Вельегорского. Путешествие Гоголя во Францию и Германию;

          Декабрь 1839 – возвращение в Москву;

          Май 1840 – отъезд из Москвы в сопровождении В. Панова и возвращение в Рим;

          Август 1841 – завершение работы над первым томом «Мертвых душ». Возвращение в Россию;

          Декабрь 1841 – запрещение цензурой публикации «Мертвых душ»;

          Апрель 1842 – разрешение цензурой Санкт-Петербурга публикации «Мертвых душ»;

          Май 1842 – поступление в продажу «Мертвых душ». Возвращение в Рим и остановка в Гастейне;

          9 декабря 1842 – премьера «Женитьбы» в Санкт-Петербурге;

          Май-декабрь 1843 – пребывание Гоголя в Германии, затем в Ницце по приглашению А. О. Смирновой;

          Ноябрь 1843 – завершение работы над первым вариантом продолжения «Мертвых душ»;

          Июль 1845 – сожжение нового варианта второго тома «Мертвых душ». Публикация переводов Луи Виардо во Франции;

         1847 – публикация «Выбранных мест из переписки с друзьями». Начало отношений, продолжавшихся шесть лет, со своим «духовником», отцом Матвеем Константиновским, с которым познакомился по рекомендации графа А. П. Толстого;

          Январь 1848 – отъезд в Иерусалим;

          Апрель-май 1848 – короткое пребывание на Святой земле и возвращение домой в Васильевку;

          Июль1849 – поездка по России, возвращение в Москву, проживание у графа Толстого, работа над вторым томом «Мертвых душ»;

          10 октября 1851 – получение разрешения цензуры на переиздание «Сочинений» Гоголя;

         21 февраля 1852 – смерть Н. В. Гоголя.

 

                                         Произведения Н. В. Гоголя       

           В первой половине 19 века в России жили и творили многие великие поэты и писатели. Однако в русской литературе принято считать, что с 40-х годов 19 века начинается "гоголевский" период русской литературы. Эту формулировку предложил Чернышевский. Он приписывает Гоголю заслугу прочного введения в русскую изящную литературу сатирического - или, как справедливее будет назвать его, критического направления. Ещё одна заслуга - основание новой школы писателей.

          Творения Гоголя, обнажавшие социальные пороки царской России, составили одно из важнейших звеньев становления русского критического реализма. Никогда прежде в России взор сатирика не проникал так глубоко в повседневное, в будничную сторону социальной жизни общества. Гоголевский комизм - это комизм устоявшегося, ежедневного, обретшего силу привычки, комизм мелочной жизни, которому сатирик придал огромный обобщающий смысл. После сатиры классицизма творчество Гоголя явилось одной из вех новой реалистической литературы. Значение Гоголя для русской литературы было огромно. С появлением Гоголя литература обратилась к русской жизни, к русскому народу; стала стремиться к самобытности, народности, из риторической стремилась сделаться естественною, натуральною. Ни в одном русском писателе это стремление не достигло такого успеха, как в Гоголе. Для этого нужно было обратить внимание на толпу, на массу, изображать людей обыкновенных, а неприятные только исключение из общего правила. Это великая заслуга со стороны Гоголя. Этим он совершенно изменил взгляд на само искусство.

 Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые таланты бросились на указанный им путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие известность, пошли по этому пути, оставив свой прежний.

         Николай Васильевич Гоголь написал около 30 произведений. Работа над многими из них не прекращалась даже после того, как они были напечатаны. Так, существовали несколько редакций повестей "Тарас Бульба", "Портрет", "Вий", в нескольких редакциях сохранилась и пьеса "Ревизор".

         1. Гоголь, Н. В.  Собрание сочинений [Текст]. В 7 т. Т. 1. Вечера на хуторе близ Диканьки / Н. В. Гоголь; коммент. А. Чичерина и Н. Степанова.- М.: Худож. лит., 1984.- 319 с.

         Вечера на хуторе близ Диканьки – повести, изданные пасечником Рудым Паньком. В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» наравне с обычными жителями Малороссии действуют представители «нечистой силы». В повести «Вий» из сборника «Миргород» рядом с заурядным учащимся бурсы Хомой Брутом возникает страшное чудовище из народных преданий. А в повести «Нос» неведомо каким образом исчезнувшая часть лица отставного майора Ковалева вдруг превращается в чиновника высокого ранга.

          2. Гоголь, Н. В. Собрание сочинений [Текст]. В 7 т. Т. 2. Миргород / Н. В. Гоголь; коммент. С. Машинского.- М.: Худож. лит., 1984.- 319 с.

         Том содержит повести Гоголя «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий» и др., составившие цикл, названный автором «Миргород». 

         Историческая повесть «Тарас Бульба» представляет собой народную эпопею. В центре произведения - борьба украинского народа против иноземных захватчиков. Главный герой повести Тарас Бульба - фигура национального масштаба.

         3. Гоголь, Н. В. Собрание сочинений [Текст]. В 7 т. Т. 3. Повести / Н. В. Гоголь; коммент. Г. М. Фридлендера.- М. : Худож. лит., 1984.- 294 с.

         Третий том Собрания сочинений Гоголя содержит «петербургские повести»: «Невский проспект», «Портрет», «Нос», «Шинель» и др. Подготавливая к печати собрание своих повестей, Гоголь открыл его повестью «Невский проспект», а завершил повестью «Рим». Можно предполагать, что в этом выражен сознательный композиционный замысел писателя. Открываясь трагическим рассказом о гибели красоты в страшном мире пошлости, порожденном дворянско-буржуазной цивилизацией, книга повестей Гоголя должна была завершаться напоминанием о нетленности красоты и искусства и об  их органической связи с народом.

         4. Гоголь, Н. В. Собрание сочинений [Текст]. В 7 т. Т. 4. Драматические произведения / Н. В. Гоголь; коммент. Ю. Манна.- М.: Худож. лит., 1985.- 423 с.

         В том вошли пьесы Гоголя: «Ревизор», «Женитьба», драматические отрывки и отдельные сцены, а также ранние редакции «Ревизора». 

         «Ревизор» - это комедия, с колоссальной силой выставившая на осмеяние все общественные пороки тогдашней России. Но и для нашего времени она остается такой же злободневной, какой была при жизни автора. Призыв к раскаянию и улучшению нравов - вот нравственный пафос комедии, который придает гениальному произведению Н. В. Гоголя вневременной и отнюдь не комедийный смысл.

         5.  Гоголь, Н. В. Собрание сочинений [Текст]. В 7 т. Т. 5. Мертвые души: поэма / Н. В. Гоголь; коммент. С. И. Машинского.- М. : Худож. лит., 1985.- 527 с.

         Том содержит поэму Гоголя «Мертвые души», в том числе сохранившиеся главы сожженного Гоголем второго тома поэмы.

         Сюжет «Мертвых душ» как и «Ревизор», был подсказан Гоголю Пушкиным. Всю последующую жизнь Гоголь занимался разработкой этого сюжета и на его основе создал произведение, ставшее одной из вершин отечественной литературы. Избрав главным героем плута, писатель провел его по всем закоулкам тогдашней России, что позволило распахнуть перед читателем всеобъемлющую панораму российской действительности. Определяющей чертой ее было крепостное рабство. Гоголь, как и другие передовые люди России того времени, считал крепостничество тормозом на пути развития страны. Созданные им в «Мертвых душах» образы помещиков ярко показали, что крепостное право приводит к застою в экономической и общественной жизни страны, а сами помещики превращаются в «прореху на человечестве».

         6. Гоголь, Н. В. Собрание сочинений [Текст]. В 7 т. Т. 6. Статьи /Н. В. Гоголь; коммент. Ю. Манна.- М.: Худож. лит., 1986.- 543 с.

         В том вошли литературно-критические и публицистические статьи Гоголя, а также работы, посвященные вопросам истории, теории  искусства, этнографии. Большинство из них объединено писателем в сборник «Арабески» (1835). Полностью воспроизводится книга «Выбранные места из переписки с друзьями».

         7. Гоголь, Н. В. Собрание сочинений [Текст]. В 7 т. Т. 7. Письма /Н. В. Гоголь; коммент. Г. Фридлендера.- М.: Худож. лит., 1986.- 431 с.

         В седьмой том Собрания сочинений Н. В. Гоголя вошли наиболее значительные и интересные образцы его эпистолярия, имеющие биографическое и литературно-художественное значение.

         8. Гоголь, Н. В. Собрание сочинений [Текст]. В 6 т. Т. 6. Избранные статьи и письма / Н. В. Гоголь; под общ. ред. С. И. Машинского, А. Л. Слонимского, Н. Л. Степанова.- М.: Худож. лит., 1959.- 563 с.

         В том вошли статьи из ранних опытов, из сборника «Арабески», напечатанные в «Современнике» (1836-1837 гг), Статьи напечатанные в книге «Выбранные места из переписки с друзьями».

         9. Гоголь, Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями [Текст] / Н. В. Гоголь; сост., вступ. ст. и коммент. В. А. Воропаева; худож. М. К Шевцов.- М.: Сов. Россия, 1990.- 432 с., 1 л.

         В книгу вошли произведения Гоголя, написанные в последнее десятилетие его жизни и ставшие по существу его духовным завещанием. «Выбранные места из переписки с друзьями» получили необычайно сильный общественный резонанс. В неприятии их сошлись разные по убеждениям люди. В то же время П. А. Плетнев, друг Пушкина, издатель книги, назвал ее «началом собственно русской литературы».

         10. Гоголь, Н. В. Размышления о божественной литургии [Текст] / Н. В. Гоголь; подгот. текста, вступ. ст. коммент. Ю. Барабаша.- М.: Худож. лит., 1990.- 77 с. (Забытая книга).

         «Размышления о божественной литургии» Николая Васильевича Гоголя – произведение религиозно-нравственного характера – практически не известно нашему читателю. А между тем писатель, по воспоминаниям современников, считал их «своим заветным сочинением», он «хотел сделать это сочинение народным, пустить в продажу по дешевой цене и без своего имени, единственно ради поучения и пользы всех сословий».  Воля писателя была выполнена.

          11. Гоголь, Н. В. Ревизор. Мертвые души [Текст] / Н. В. Гоголь; сост. и коммент. Н. Л. Степанов.- М.: «Просвещение», 1968.- 563 с.

         «Ревизор» показал дворянскую и чиновничью Россию в ее безобразной неприглядности. «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» - эти слова народной пословицы, поставленные в качестве эпиграфа, раскрывали широкий смысл комедии.                 

 

Литература о жизни и творчестве Н. В. Гоголя

 

       «… Гоните прочь с души все мутное!

      На ясный, на свежий воздух! На труд! 

      Сильнее и крепче воздвигайте упорв душе своей всему, 

      Что низменно и чем соблазняется свет.

                           Н. В. Гоголь

 

         Трагизм личности Гоголя заключался в том, что как глубокий религиозный философский мыслитель он почти не был понят своими современниками, а его художественное творчество было истолковано превратно. Его духовным завещанием потомкам можно считать «Выбранные места из переписки с друзьями», не понятое читающей публикой и отвергнутое критикой, как реакционное.  Только немногим за исключением ближайших друзей, М.П Погодина, С.П. Шевырёва, С.Т.Аксакова, В.А. Жуковского и некоторых других, было очевидно пророческое призвание Н.В.Гоголя. Для большинства  эта сторона писателя осталась закрытой. Непонимание и осуждение современников,  неудачи в личной жизни, усугубившаяся болезнь ускорили смерть писателя. Строго говоря, настоящего Гоголя мы просто не знаем. Мы его не читали или читали чужими глазами — школьного учителя литературы, Белинского или другого критика. Сам Гоголь столкнулся с этим еще при жизни: «Не судите обо мне и не выводите своих заключений: вы ошибетесь, подобно тем из моих приятелей, которые, создавши из меня свой собственный идеал писателя, сообразно своему собственному образу мыслей о писателе, начали было от меня требовать, чтобы я отвечал ими же созданному идеалу». Настоящего Гоголя надо искать в его произведениях и в его молитвах и завещании друзьям. Он сделал в этой жизни все, что мог. Сказал все, что мог сказать. Дальше дело читателей — услышать или не услышать...

         За два дня до смерти он написал на клочке бумаги: «Будьте не мертвые, а живые души...».

         1. Аксаков, С. Т. История моего знакомства с Гоголем [Текст] / С. Т. Аксаков; изд. подгот. сотрудники музея «Абрамцево» АН СССР Е. П. Населенко, Е. А. Смирнова.- М.: Издательство академии наук СССР, 1960.- 288 с.

         Первая часть  книги печатается по рукописи С. Т. Аксакова. Это – хранящаяся в Государственной библиотеке им. В. И. Ленина тетрадь со 125-ю заполненными листами. Количество документов, составляющих вторую часть «Истории знакомства» расположены в соответствии с их точной  датировкой, установленной советским литературоведением.

         2. Капитанова, Л. А. Н. В. Гоголь в жизни и творчестве [Текст] : учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей / Л. А. Капитанова.- 2-е изд.- М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.- 160 с.: фотоил.- (В помощь школе).

         Данная книга расширит знания  о произведениях Н. В. Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород»,  «Петербургские повести», «Ревизор» и т. д.) детских годах, последних  годах и днях жизни Гоголя и поможет им в работе над сочинениями, докладами и другими самостоятельными заданиями.

         3. Манн, Ю. В. Поэтика Гоголя [Текст] / Ю. В. Манн.- 2-е изд., доп.- М.: Худож. лит., 1988.- 413 с.

         В книге  Ю. Манна исследуется художественный мир Гоголя, отличающийся необычайной глубиной и сложностью. Автор раскрывает художественное своеобразие «Мертвых душ, «Ревизора», «Женитьбы», «Игроков», «Вечеров на хуторе близ Диканьки», «Петербургских повестей» и других гоголевских шедевров. Рассматриваются важнейшие проблемы поэтики Гоголя, его художественного мастерства: соотношение фантастики и реальности, принципы построения характеров и сюжетосложения, особенности стиля, а также своеобразие комизма. Проведенный в книге анализ поэтики Гоголя помогает понять, почему сегодня его творчество приобретает все большую популярность.

        4. Машинский, С. И. Художественный мир Гоголя [Текст] / С. И. Машинский.- М.: «Просвещение», 1971.- 512 с.

         В этой книге прослежены основные вехи творческого пути Гоголя, и сделана попытка осмыслить его художественное наследие в неразрывной связи с общим направлением его духовного развития и, в частности, его взглядов на искусство – во многих отношениях мудрых и проницательных. Автор в книге дал ощущение безмерной глубины Гоголя, показал художественное своеобразие его творчества, а также значение его подвига для передовой русской общественной мысли, для нашей отечественной литературы в целом.

         5. Переписка Н. В. Гоголя [Текст]. В 2 т. Т. 1 / вступ. статья А. А. Карпова; редкол. В. Вацуро, Н. Гей, Г. Елизаветина [и др.]; сост. и коммент. А. А. Карпова, М. Виролайнер.- М.: худож. лит., 1988.- 479 с.- (Переписка русских писателей).

         В первый том включена переписка Гоголя с друзьями его юности, с крупнейшими представителями русской культуры 30-40-х годов XIX столетия – А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, М. С. Щепкиным, М. П. Погодиным и др.

         6. Переписка Н. В. Гоголя [Текст]. В 2 т. Т. 2. / редкол. В. Вацуро, Н. Гей, Г. Елизаветина [и др.]; сост. и коммент. А. Карпова, М. Виролайнен.- М. : Худож. лит., 1988.- 527 с.- (Переписка русских писателей)

         Второй том содержит переписку Н. В. Гоголя с великим русским критиком В. Г. Белинским, с писателем С. Т. Аксаковым, поэтом Н. М. Языковым, художником А. А. Ивановым и др.

         7. Сергиевский, И. В. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество [Текст] / И. В. Сергиевский.- М.: Дет. лит., 1956.- 185 с.

         Автор этой книги И. В. Сергиевский умер в 1954 году, не успев закончить свою работу о Гоголе. После смерти И. В. Сергиевского его книгу отредактировал Ю. В. Манн; он же написал недостающие главы: «Ревизор», «Шинель» и часть главы о «Мертвых душах».

         8. Степанов, А. Н. Николай Васильевич Гоголь. Биография писателя [Текст] : пособие для учащихся / А. Н. Степанов.- М., Л.: Издательство «Просвещение», 1966.- 135 с.

         В книге повествуется биография писателя с детских лет до последних дней жизни.

         9. Храпченко, М. Б.  Творчество Гоголя [Текст] / М. Б. Храпченко; отв. ред. М. К. Добрынин.- М.: Издательство Академии наук СССР, 1954.- 626 с.

         В книге повествуется об эпохе Гоголя, некоторые главы из его произведений, о мировом значении его творчества. Оставаясь глубоко русским, Гоголь принадлежит всему прогрессивному человечеству.

 

 

  «О нем писали и пишут…»

     (статьи из периодических изданий)

 

        Николай Васильевич Гоголь оставил потомкам великое литературное наследие. Велико он не по объёму, но по содержанию. Почему к произведениям Гоголя обращаются снова и снова? Почему каждое новое поколение находит в творчестве писателя что-то новое, ранее не замеченное? Почему и по сей день пишут о Гоголе, его судьбе, произведениях. Кажется, всё уже прочитано и сказано, но мы вновь возвращаемся к Гоголю. На эти вопросы можно ответить кратко. Гоголь - гений, и произведения его гениальны, а потому неисчерпаемы. Бессмертное наследие великого художника навсегда останется в сокровищнице драгоценных завоеваний русской и мировой культуры.

        1. Афанасьев, Э.С. О художественности повести Н.В.Гоголя "Нос"  [Текст] / Э. С. Афанасьев // Литература в школе. - 2004. - N4. - С. 13-14.

        2. Афанасьев, Э.С. О художественности повести Н.В.Гоголя "Шинель" [Текст] / Э. С. Афанасьев // Литература в школе. - 2002. - N6. - С. 20-23

        3. Баранова, О.С. Чичиков в гостях у Коробочки [Текст]: [урок-исследование] / О. С. Баранова // Литература в школе. - 2002. - № 6. - С. 31-32.

        4. Беленький, Г. И. Ложь и правда Невского проспекта : к изучению повести Н.В. Гоголя в школе [Текст]  : XI класс / Г. И. Беленький // Литература в школе. - 2007. - N 12. -  С. 30-34.

        5. Воропаев, В. Гоголь в критике русской эмиграции [Текст] / В. Воропаев // Литература в школе. - 2002. - N6. - С.13-19.

        6. Влащенко, В.И. Две необыкновенные крысы" в "Ревизоре" [Текст] / В. И. Влащенко // Литература в школе. - 2004. - N4. - С. 19-24.

        7. Гуминский, В.М. "Мертвые души" в иллюстрациях: [Иллюстрации А.А.Агина и Е.Е.Бернадского] / В. М. Гуминский // Литература в школе. - 2004. - N4. - С.10-12.

        8. Данильцева, З. М. Повесть Н.В.Гоголя "Шинель" [Текст]:  IX класс / З. М. Данильцева // Литература в школе. - 2004. - N4. - С. 36-38.

        9. Дмитриева, Е. Вий - кто он? [Текст] / Е. Дмитриева // Наука и жизнь. - 2002. - № 8. - С. 6-59.

        10. Елисеева, Т. К. Поэма о любви [Текст] : о повести Н.В. Гоголя "Старосветские помещики" / Т. К. Елисеева // Литература в школе. - 2008. - N12. -  С. 34-37.

        11. Золотусский, И. П. Гоголь и Достоевский [Текст]: [Социально-политические взгляды и отражение их в произведениях писателей] / И. П. Золотусский // Литература в школе. - 2004. - N4. - С. 2-5.

         12. Монахова, И.  "Что может доставить пользу душе ": Новая книга Гоголя [Текст]  / И. Монахова // Литература в школе. - 2007. - N 9. -  С. 1-5.

         13.Осокина, И. И. "Не собирайте сокровищ на земле...": "Портрет" Н.В. Гоголя [Текст] : IX класс / И. И. Осокина // Литература в школе. - 2004. - N4. - С. 41-4.

         14. Чернова, Т. А. Новая шинель Акакия Акакиевича / Т. А. Чернова // Литература в школе. - 2002. - N6. - С. 24-26.

 

Вместо эпилога

  Провидческий  дар  Гоголь  унаследовал от  матери. Не  единожды  в   своих произведениях  он,  сам того не зная,  предвосхищает  будущие  события отношения.

         В ноябре 1836 г. он писал  В.А. Жуковскому  из Парижа:  «Огромно, велико мое творение, и не скоро конец его. Еще   восстанут  против  меня  новые  сословия  и  много разных  господ;  но  что  ж  мне  делать!  Уже судьба  моя враждовать   с  моими   земляками.   Терпенье!       Кто-то незримый пишет передо  мною  могущественным  жезлом. Знаю,  что  мое  имя  после  меня  будет счастливее меня, и потомки тех же земляков моих,  может  быть  с  глазами, влажными  от  слез,  произнесут  примирение  моей тени».